Новости

Всемирный форум библиотекарей

Встреча профессиоальных библиотечных объединений состоялась в Москве в конце августа в рамках 43-й Ежегодной конференции Международной ассоциации школьных библиотек.

Впервые конференция проводилась в России. Организатора ми выступили Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА), созданная в 2004 году, Международная ассоциация школьных библиотек (ИАСЛ/ IASL), Центр развития межличностных коммуникаций. Одновременно с Форумом проходили также 18-й международный форум по исследованиям в области школьных библиотек и 8-й Всероссийский форум школьных библиотекарей.

В течение недели делегации библиотекарей из Японии, США, ЮАР, Малайзии, Канады, Австралии, Китая, Нидерландов, Португалии, Бразилии, Индии, Индонезии, Ямайки, Сейшельских островов, Новой Зеландии, Италии, Германии, Турции, Израиля, Монголии, Катара, Казахстана, Хорватии и России обсуждали вопросы когнитивных технологий, эффективного обучения, развития информационной грамотности, обменивались опытом воспитания читающего поколения школьников.

Торжественное открытие конференции состоялось 26 августа в МИА «Россия Сегодня». Свои приветствия участникам Форума направили президент России В.В. Путин, заместитель Министра образования и науки РФ В.Ш. Каганов.

С приветственным обращением к участникам выступил помощник президента, глава межведомственной рабочей группы по национальному проекту «Образование», А.А. Фурсенко, отметивший, что перед библиотекой сегодня стоят важные и сложные задачи, одной из которых является воспитание у подрастающего поколения уважения к книге и чтению.

Первый заместитель председателя комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы ФС РФ, О.Ю. Баталина, отметила, что в условиях утраты тяги к чтению у молодежи, снижения тиража печатных изданий, вопрос развития библиотек приобретает международный формат и одной из задач Международного форума стала возможность совместно сформулировать требования к современной библиотеке как к центру культуры и семейного досуга. Еще одним аспектов развития современной библиотеки стало усиление ее роли в обучении безопасной работе с информацией. По мнению Д.Н. Давыдова, президента Лиги безопасного интернета, школьная библиотека это средство коммуникации между родителями, школьниками, учителями. И поэтому важно научить всех участников общения безопасно пользоваться компьютерными сетями, довести знания до самых младших читателей. Большую поддержку в этих вопросах оказывает школьная библиотека.

Различные программы привлечения детей к чтению создаются по всему миру. Но очевидно, что любовь к чтению прививается в семье. Глава Администрации Елизовского муниципального района Камчатского края, Д.В. Зайцев представил проект «Клуб читающих родителей «Читайка», нацеленный на возрождение традиций семейного чтения. Читают родители, читают и дети.

Пленарный доклад Ю.И. Александрова, профессора Института Психологии РАН, был посвящен особенностям работы человеческого мозга и связанным с этим различиями в культуре и способах восприятия информации. Чем больше мы учимся и знаем, тем лучше работает человеческий мозг. И познание через чтение – одно из наиболее эффективных способов научения.

Участники панельной дискуссии «Наука школьной библиотеке» в ходе обсуждения пришли к выводу, что для эффективного обучения необходимо уметь анализировать информацию, а помочь в этом должен библиотекарь, обладающий качественной информационной подготовкой, азами библиотечной теории. И потому важную роль в развитии современной школьной библиотеки должен взять на себя разрабатываемый проект профессионального стандарта библиотекаря.

Немаловажную роль в развитии современной библиотеки должны играть инновационные технологии: этому направлению была посвящена отдельная секция «ИТ в библиотечном деле», где гости смогли познакомиться с решениями для библиотек. Представители зарубежных компаний представляли проект автоматизированной библиотечной системы на базе RFID-технологии, как одного из самых современных решений. Представленные на выставке объекты: умная полка, умный шкаф, станция самообслуживания выдачи и возврата книг вызвали интерес у гостей форума. Единственным недостатком зарубежных решений для отечественных школ является цена приобретения комплекса. Следует отметить, что и в России создаются подобные решения, автоматизирующие ежедневные рутинные операции библиотекаря. Разработка решений для библиотек проводится в рамках программы «Модернизация образования современными технологиями», реализуемой Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Отечественные решения компактны, адаптированы для небольших помещений, имеющихся в типовых школах, и в большинстве своем дешевле зарубежных аналогов. Современной библиотеке предлагается использовать облачные информационные системы, а также предоставлять электронные подписки на периодические издания. Немаловажную роль играет и модульная мебель, позволяющая трансформировать помещение под задачи, решаемые библиотекой: будь то читальный зал, помещение для групповой работы или лекторий для публичных встреч и творческих вечеров.

Обобщая результаты работы форума, можно с уверенностью сказать, что современная школьная библиотека это не комната с полками, а творческая мастерская, оснащенная современной мебелью, оборудованием. Возглавляет ее педагог-библиотекарь, являющийся проводником в мир познания, наставником и куратором в обучении искусству анализа информации, обучению осмысленному чтению. А сама библиотека – это центр досуга и развития.