Новости

«Здание школы должно подстраиваться под образование и его результат, а не наоборот»

В прошлом году мы начали сотрудничать с «Умной школой». Нас очень порадовало, что создатели проекта понимают, как они хотят учить детей, так как, как правило, заказчики просто говорят: «Я хочу школу». Но нельзя спроектировать школу без четкого понимания того, как в ней будут учить детей. Основная цель «Умной школы» — подготовить человека, который сможет ответственно распоряжаться своей жизнью. Мы подумали, что способность ребенка ответственно относиться к своей жизни начинается с ответственного отношения к окружающей среде. Раньше мы говорили о школе-городе. Однако современные индустриальные школы далеки от утопии: территория является лишь приложением к зданию, которое одиноко стоит, окруженное никак не используемыми тремя гектарами земли. Эта среда является пустым приложением к школе, она заброшена.

Мы подумали: «А что, если здание и территория вокруг него будут абсолютно равнозначны?». В каком типологическом аналоге можно найти такое равноправие ландшафта и архитектуры? В голову пришла аналогия с парком. Парк — это способ нового понимания школьного пространства, в котором дети могут выучиться этому ответственному отношению к окружающей среде. Ежедневно у них перед глазами будет образец, транслирующий принципы качественной среды. Эти принципы последовательны, вот они:

  • Природный урбанизм. Его цель — эстетическое воспитание ребенка. Ежедневно ребенок видит образец очень качественной среды, понимает, что ландшафт и архитектура неразделимы.
  • Этический принцип. В ребенке воспитываются принципы, как он должен относиться к этой среде, жить с ней в гармонии ухаживать за ней, беречь ее. В этот принцип заложены все составляющие проектирования — энергосбережение, ресурсосбережение.
  • Принцип «Сделай сам». Он самый сложный. Сейчас часто звучит идея о том, что само здание может быть учебником, образовательным инструментом. Однако, когда дело доход до реальных решений, возникают проблемы. Мы разделили этот принцип на два тезиса. Первый — мультисенсорность (для детей раннего возраста) — пространство апеллирует ко всем чувствам ребенка, дает ему пространственный опыт. Второй тезис — вовлечение , когда само пространство толкает ребенка к действию — сажать, строить что-то. Большая составляющая обучения в умной школе — проектное обучение, поэтому важно, чтобы само пространство давало место и темы для реализации проектов. Школа ни в коем случае не должна быть закрытой крепостью посреди этой идиллии. Многие школы сейчас делятся с другими жителями, приглашая их в открытые библиотеки, актовые залы, устраивая тематические вечера. Мы постарались сделать так, чтобы ученики могли свои проекты, сделанные на территории школы, выносить в город.
  • Принцип отзывчивого пространства. Зачастую бывает так, что, когда строится новая школа, она успевает устареть еще до того момента, как ее достроят, и не подходит под то образование, которое в ней собираются реализовывать. Поэтому мы закладывали в нашу модель принцип трансформируемости, многофункциональности и инклюзивности. Большинство интересных образовательных пространств сейчас находятся отнюдь не в школах, а в музеях, парках и библиотеках. У них есть свобода в программе, преподавании, они могут постоянно экспериментировать. Школы зависимы от учебной программы, и это накладывает массу ограничений.
В 2011 году по инициативе Тины Канделаки появился проект «Умная школа». В 2013-м началось создание комплекса в Иркутской области, на берегу Ангары. В состав образовательного комплекса войдут коттеджи для проживания семей с приемными детьми, детский сад, здание начальной школы, здание старшей школы, спортивный комплекс, культурно-досуговый комплекс. Основная цель «Умной школы» — создать механизм всестороннего образования, которое развивает способность ребенка делать свободный выбор жизненного пути. При этом программы «Умной школы» будут соответствовать программам обычных школ. КБ «Стрелка» около двух лет занимается планированием школ. В рамках исследования совместно с проектом «Умная школа» они сформулировали концепцию, которая называется «Школа-город».

«В современной школе мы говорим об индивидуализации образования»

Марк Сартан,
руководитель проекта «Умная школа»

В нашей стране, если вы из окна поезда или автомобиля мельком увидите школу, какой бы они ни была — городская, сельская, старая, новая — вы все равно поймете, что это школа. Это относится не только к советским школам, но и другим школам индустриальной эпохи. Школа похожа на любое здание этой эпохи — на завод и на казарму. Почему? Как мы это считываем, даже не зная этого? Есть некоторые характерные особенности этих зданий. У них промышленный безликий вид типового здания, равномерное (если не сказать — скучное) распределение одинаковых окон по фасаду, единый вход-портал, одинаковый размер классных комнат, прямые пустые коридоры, неизменность планов всех этажей, монотонные цветовые решения. Все это — признаки производства.

Полный текст статьи доступен по адресу: http://www.ucheba.ru/article/1167