Новости

Как дизайн школы помогает учиться и быть счастливым

Безрадостные длинные коридоры, темное бетонное покрытие, узкая лестничная клетка, очереди в гардероб, доделывание домашней работы на подоконнике, занятые столики в столовой, однотипно оформленные школьные классы, где на тебя из-под потолка грозно смотрит Лев Николаевич Толстой... Как правило, большинство людей, окончивших школу несколько лет назад, описывают свой «храм науки» примерно одинаково. 


Впрочем, все это легко объяснить историей. Практически все учились в школах, построенных еще во времена СССР, когда архитектура учебных заведений полностью соответствовала требованиям времени: построить как можно больше школ, куда можно было бы поместить как можно больше детей. В зависимости от общественно-политической ситуации эти требования постоянно менялись. В послевоенные годы началась застройка школ по типовым проектам, которая в то время доказала свою эффективность, в отличие от довоенных школ, построенных по типу «дворцов». Сейчас все больше архитекторов выступает за полный пересмотр стандартов при конструировании и строительстве школьных зданий. По словам руководителя проекта «Умная школа» Марка Сартана, у старых школьных зданий, так называемых «школ-заводов», одинаковый и безликий промышленный вид, который совершенно не располагает к творчеству и индивидуальности. Сегодня в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по всей стране начинают строить школы, которые будут отличаться друг от друга архитектурным строением, для начала в рамках конкурса проектов. Это, конечно, здорово, но надо понимать, что мы не можем снести все старые школы и построить на их месте новые. Да и так ли это жизненно необходимо? Опыт стран, где климатические условия схожи с нашими (Финляндия, Норвегия, Канада), показывает, что модульный подход в строительстве школьных зданий отлично компенсируется оригинальным в каждом случае внутренним дизайном, который зависит от района, местных обычаев, запросов родителей и учителей. 



ДИЗАЙН ОЦЕНОК 

Зарубежные исследования доказывают, что на успеваемость детей влияют самые разные факторы. Среди них и высота потолков (чем выше, тем лучше в средней школе и наоборот в младшей), и качество воздуха и мебели, и уровень шума, и цвет стен. К сожалению, многие из этих факторов невозможно изменить из-за архитектурных особенностей школы, хотя цветовое решение интерьера всегда можно переработать. По результатам исследований, для средних и старших классов рекомендуется использовать более холодные цвета, которые увеличивают способность к концентрации; тогда как в младших классах можно использовать более теплые тона. 

КОРИДОРЫ, ЛЕСТНИЦЫ И РЕКРЕАЦИИ 

Когда заходишь в нашу школу, как правило, сразу попадаешь в большой холл, где на входе тебя проверяет охранник. В моем детстве этот холл каждое утро наполнялся детьми разных возрастов, которые на корточках переобували сменную обувь. Сегодня специалисты уверены, что проблема грамотного дизайна коридоров и рекреаций существует в большинстве российских школ. Заведующая лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ Елена Иванова считает, что сконструировать школьное пространство в коридорах необходимо таким образом, чтобы дети общались друг с другом вне уроков. Коридоры — это не просто промежуточное пространство, они провоцируют коммуникативные связи с одноклассниками и учителями. 

БИБЛИОТЕКА 

Вспомните, как выглядела библиотека в вашей школе? В моей это был небольшой кабинет, причем вместо окошечка, где сидел библиотекарь, была просто входная дверь. Ни о каком свободном доступе к книгам речи и не шло; более того, многие ученики воспринимали библиотеку исключительно как место, где осенью можно получить учебники, а весной — сдать их обратно. Сейчас дизайнеры окончательно приходят к тому, что нет никакой необходимости отделять библиотеку от остального школьного пространства: можно совместить ее с зоной отдыха в коридоре или рекреации. Все чаще это уже не просто библиотеки, а так называемые медийные пространства. В перспективе библиотека должна стать центральным местом любой школы, куда дети приходят почитать, отдохнуть и обсудить общий проект. 

УЧЕБНАЯ ЗОНА (КЛАССЫ) 

Мы привыкли, что в школах классы примерно одинаковы, разве что в кабинете химии висит таблица Менделеева, а в кабинете литературы — портреты писателей. Сейчас дизайнеры все больше приходят к выводу, что необходимо задумываться о проектировании классов разных размеров и назначений. Конечно, в большинстве российских школ форму кабинета уже не изменишь и стены не сломаешь, но вот расставить парты в другом порядке, а в некоторых случаях (по желанию родителей) купить новые — можно. Исследование школьных пространств, проведенное на базе МАРХИ, показало, что основная проблема в проектировании школьных классов по новым образцам — в наличии очень строгих регулирующих норм. Но что примечательно — в России на каждого ребенка выделяется около 15 квадратных метров и идут разговоры об увеличении этого показателя, тогда как в Англии на ребенка приходится всего 8-10 квадратных метров, но классы при этом выглядят намного свободнее. Все это, как уже говорилось, влияет на успеваемость ребенка. 

ГАРДЕРОБ И СТОЛОВАЯ 

В моем сознании эти школьные помещения находятся рядом, потому что традиционно и там, и там нужно стоять в очередях. В столовой, чтобы помыть руки, как правило, всего два умывальника, которых всегда не хватает. В гардеробной (в моем детстве) было всего два входа, поэтому после уроков можно было тратить по полчаса, чтобы взять одежду. 

СПОРТЗАЛ 

По нормам, в современной школе должно быть два спортзала, а не один. Как правило, дети жалуются, что места не хватает, душно и занимаются сразу несколько классов. Проблему нехватки оборудования, отсутствия душевых кабинок (а точнее, использование их не по назначению), отсутствие отдельного выхода на улицу из спортзала разработкой дизайна не решишь — это задача архитекторов и администрации школы. Но кое-что изменить можно своими руками. 

УЧИТЕЛЬСКАЯ И ЗОНА ДОВЕРИЯ 

Все специалисты сходятся во мнении, что школа должна делиться на зоны. Каждый должен найти там место для себя. Детям обязательно нужна своя «зона доверия». Сейчас эту функцию выполняет кабинет психолога, как правило, тесный и необорудованный. Учительские также в основном предполагают, что учителя будут там работать, а не отдыхать, тогда как преподаватели очень нуждаются в своей зоне отдыха, хотя в интервью в этом редко кто признается. 

ТУАЛЕТНЫЕ КОМНАТЫ И МЕДИЦИНСКИЙ КАБИНЕТ 

Пожалуй, два помещения в школе, которые вызывали в моем детстве страх. Согласно опросам, за последние 10 лет ситуация не сильно изменилась. Сейчас многие родители жалуются, что дети не хотят ходить в школьные туалеты и терпят до дома. Это большая проблема с понятными корнями: туалеты, как правило, не только плохо оборудованы, но и запущены. Медицинское обслуживание, которое само по себе вызывает ужас у некоторых детей, становится еще более невыносимым из-за обстановки в медицинском кабинете. 

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН 

Школы в СССР строили, чтобы учить, а не украшать города. Обычно эти здания стоят неприметно среди жилых домов и совершенно не вписываются в городское пространство. Можно сказать, что если ты не школьник, не родитель и не учитель, то ты и не обращаешь на них никакого внимания. Школы ограждены высоким забором из-за повышенных мер безопасности. Родители обеспокоены и считают, что чем выше в школе забор, тем лучше для их детей. С одной стороны они правы, с другой — такие меры превращают школу в очередное казённое учреждение и ограждают ее от других сфер жизни.

 
Полная версия статьи на сайте: http://mel.fm