Новости

В новый учебный год – с новыми технологиями

Организация учебного процесса школы – задача сложная и трудоемкая: отчеты, расписание, электронные журналы, учебники, работа с учениками и их родителями, обновление образовательной программы и внедрение новых методик обучения. Все эти, казалось бы, рутинные вещи, повторяющиеся из года в год, в начале нового учебного года отнимают львиную долю времени как директора, так и персонала школы. О решениях, позволяющих автоматизировать и облегчить учебный процесс школы мы поговорим с генеральным директором Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Сергеем Поляковым.

‒ Как Фонд может помочь современной школе?

‒ Основная задача Фонда – поддержка и развитие малого инновационного предпринимательства, включающая в себя финансовую, информационную поддержку, стимулирование развития инновационного творчества и вовлечение в нее молодежи. Стать инноватором за один день невозможно: этому стоит учиться и чем раньше начать, тем выше результат. Для создания обучающей среды необходимы были новые подходы как к вопросу образовательной среды (здания школы), так и к оснащению (наполнению школы).

В 2012 году Фонд совместно с другими институтами развития, такими как РВК, Роснано и Сколково, при поддержке Министерства экономического развития и Министерства образования и науки России, взялся за реализацию проекта «Современная школа». Фондом была разработана Концепция Современной школы, определившая ключевые направления трансформации образовательного процесса, включающего в себя изменение подходов к управлению школой, формирование учебной среды, ориентированной на учеников, а также изменение физического пространства школы и прилегающих территорий. Все, что есть в школе и рядом с ней должно побуждать учащихся к получению новых знаний и навыков. Любой предмет становится инструментом познания.

Концепция нашла отражение в технических требованиях к проекту современной школы: рекомендации, сформулированные экспертным сообществом при поддержке Фонда, легли в основу проектов оснащения начальной, малокомплектной и полнокомплектной школ. Технические требования доступны на сайте проекта для всех желающих. Материал будет полезен как при проектировании новых школ, так и при реконструкции существующих. В документации можно найти идеи и способы реализации инновационной инфраструктуры.

В поддержку проекта Фонд запустил программу «Модернизация образования современными технологиями» (далее «МОСТ», ред.). «МОСТ» базируется на тех же принципах, что и Концепция: развитие школы должно идти комплексно и охватывать как инфраструктурные изменения, так и изменения в технологиях оснащения, модернизации учебного процесса, сохранении здоровья учеников. Именно эти 4 направления: инфраструктура, оснащение, обучение и здоровьесбережение, стали ключевыми в поиске решений для школ.

‒ Расскажите подробнее о решениях для школ. Что школы могут использовать в своей работе уже сейчас?

‒ Первая очередь программы «МОСТ» завершилась в 2014 году. Финансовую поддержку от Фонда получили 40 предприятий, создавшие за полтора года действительно уникальные решения, о которых были публикации в ранних выпусках газеты «Современная школа России». Так, школы сегодня могут использовать в своей учебной работе полнокупольный планетарий, который можно установить практически в любом учебном помещении при условии достаточной степени затемнения, при этом полный эффект звездного неба создается в обычном школьном классе без строительства специального купола. Естественнонаучные лаборатории школ пополнились компактными наборами для экспериментальной биологии: изучение строения белка или выделение ДНК теперь доступно не только обладателям специализированных классов и оборудованных лабораторий, но и обычным школам. Преподаватели химии могут оценить как специализированное приложение-задачник для изучения предмета, так и лабораторные комплексы с необходимыми датчиками для экспериментов по школьному циклу. Учителя физики по достоинству оценили конструкторы и наборы физических установок для моделирования опытов. Созданы программируемые роботы, метеостанции, проекты для дистанционного обучения и дополнительного образования. Начальная школа получила набор для наблюдения за окружающей средой. Инфраструктура школы пополнилась решениями для обеспечения безопасности, включающими в себя тепловизоры для контроля температуры тела при входе в здание, аппаратные комплексы интеллектуального видеонаблюдения и устройства для освещения спортивных объектов. К внедрению в учебный процесс подготовлены библиотечные системы, автоматизирующие процессы выдачи и возврата книг, инвентаризацию, контроль выноса изданий за пределы разрешенного периметра; появились библиотечные терминалы для работы с электронными книгами и учебниками. Важно, что все созданные решения прошли апробацию в школах и получили от них положительные отзывы. В апробации приняли участие 78 учреждений из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска, Тамбова, Томска и других городов России.

‒ Каковы планы Фонда по развитию программы «МОСТ» в 2015 году?

‒ Успех первой очереди программы, на наш взгляд, очевиден. За достаточно короткий срок мы получили 40 решений, значительно упрощающих школе переход к новой модели обучения, где основное – это ученик и развитие его личности. Поэтому, в мае 2015 года был дан старт приему заявок на вторую очередь программы «МОСТ». На конкурс поступило 113 заявок. Из них экспертами были отобраны 33 проекта, к реализации которых разработчики приступают с сентября 2015 года.

‒ Какие новые решения для образования мы увидим от разработчиков?

‒ Интересных решений достаточно много, большая часть из них направлена на создание учебных электронных и цифровых конструкторов, развитие робототехниики, овладение навыками программирования; создается аппаратно-программный комплекс для экспериментальных исследований, биологический 3D-атлас, учебные симуляторы и тренажеры для освоения основ экономики. Разрабатываются системы мониторинга, программы обнаружения и коррекции отклонений психологического развития учеников, оборудование для комнат психологической разгрузки, комплексы для управления и оценки качества школьного питания. Инфраструктура школы пополнится средствами автоматизации проектной деятельности школьников, оценки успехов и контроля усвоения знаний ученика; учитель сможет формировать учебные тесты, конструировать контрольные работы в электронном и печатном виде парой кликов мышью. Ученические рабочие места станут более легкими и позволят ученику одним движением подстраивать парты под его рост, что снизит нагрузку на опорно-двигательный аппарат и сохранит школьникам здоровье. Классы, оборудованные планшетами и ноутбуками, обретут специальные устройства-тележки для хранения и подзарядки переносных устройств. Безопасность школы усилится: предлагается внедрение в учебное учреждение систем контроля доступа на базе сканера отпечатков пальцев, что снизит вероятность появления посторонних лиц на территории школы, повысит посещаемость, т.к. пропуск можно передать другу или потерять, а ладонь дома не забудешь. Все проекты интересные. Разработчиками запланировано тестирование решений в 55 учреждениях. Мы в Фонде уверены, что отзывы будут более чем положительными. Вскоре на рынке образовательных решений появятся конкурентные и качественные предложения для школ, которые, мы надеемся, будут закупаться образовательными учреждениями.